С некоторыми учениками и инструкторами отношения у меня совсем не складывались вследствие недопонимания и языкового барьера. Но со временем они все же становились лучше благодаря совместной практике. И мне кажется, это важно. Как говорил мой преподаватель дайто-рю, словами вы себя как бы прикрываете. А когда вы занимаетесь, вы не разговариваете – в Японии нет никаких разговоров на татами, - поэтому вы не можете оправдать каким-либо образом свои действия, не можете рационализировать то, что произошло – вам приходится принимать вещи такими, какими они случились; и в следующий раз, когда человек вас атакует, вам нужно снова как-то на него реагировать. Это совершенно непривычный нам способ коммуникации. Но это полезный опыт, особенно в Японии, когда и язык, и культура вам не очень хорошо знакомы.
Еще одной важной особенностью тренировок в Хомбу является то, что вы заранее не знаете, с кем будете тренироваться. Вашим партнером может стать японец, а может иностранец, который приехал туда всего на пару дней, - вы не можете этого знать, пока не пришли на тренировку. И вам придется как-то выстраивать невербальное общение с этим человеком. Это не всегда легко и приятно, иногда это совсем не выходит. Но вам нужно приложить максимум усилий, это один из навыков, который развивает Хомбу. У вас не получится вовсе избежать общения с другими учениками. Это отличает такие тренировки от занятий в маленьких додзе, где люди хорошо друг друга знают и больше разговаривают друг с другом. Поэтому Хомбу – это великолепная площадка для тренировки, не только в части технических навыков (найти хорошего эксперта айкидо можно в разных частях мира, так что, если вы хотите присоединиться к профессиональному додзе – это несложно), но и в части нетехнических, невербальных навыков, что является отличительной чертой Хомбу.
Дж.Г.: Я слышал, что в Хомбу, когда вы становитесь в пару с кем-то, вы работаете с этим человеком в течение всей тренировки или большей части тренировки. Это так?
Г.Э.: Да… Хотя раньше такой подход соблюдался гораздо строже, чем сейчас. Сегодня какие-то вещи начинают меняться, но в целом – да, обычно вы проводите весь тренировочный час с тем человеком, с которым изначально встали в пару. В частности, на занятиях, которые ведет Дошу, это правило неукоснительно соблюдается. Так что у вас есть два решения: вы можете либо договориться с кем-то заранее, чтобы, так сказать, не «потерять» этот час, либо заниматься с тем, кто оказался с вами по соседству на приветствии.
Я очень стеснительный человек, поэтому я никогда не подхожу к человеку, чтобы попросить его заниматься со мной, я просто не могу этого сделать. Так что я всегда занимаюсь с тем, кто оказался рядом, и считаю, что это полезно. Иногда такие тренировки кажутся очень-очень длинными, потому что человек, с которым вы занимаетесь, настолько лучше вас, что в состоянии просто вас сокрушить, или потому что вам не удается выстроить коммуникацию. Но это все – часть тренировки. В конце концов, айкидо – это довольно простое искусство; техники не так сложно освоить, если вы достаточно внимательны и умеете управлять своим телом. В чем же сложность? Ведь нет никакого сравнения, никаких соревнований – вы просто не можете проиграть, только выигрываете в айкидо. Поэтому единственная сложность и повод для расстройства иногда – это ваше взаимодействие с другими людьми. И если вы не считаете это важным аспектом обучения, я считаю, что вы упускаете важную часть того, что может дать вам айкидо. Иными словами, я стараюсь не заниматься с друзьями, а наоборот выбираю себе в партнеры, например, самого невысокого ученика в зале (при том, что во мне более 180 см), что, конечно, делает тренировку очень непростой. Т.е. я не иду по пути наименьшего сопротивления, а осмысленно выбираю для себя путь преодоления. И мне кажется, вы должны так поступать, если вы хотите развиваться. В противном случае… Ну, сколько реально времени нужно, чтобы разучить правильное исполнение котэ гаэси? Я уверен, что с хорошим тренером это не займет у вас много времени.
Дж.Г.: Да, конечно. Вы очень ограничиваете себя, если сосредотачиваетесь только на технической базе и просто повторяете техники еще и еще, не придавая значения иным пластам обучения и личного развития.
Хорошо, и все же расскажите немного о Хомбу Додзе для тех, кто приезжает туда с коротким визитом. Что они могут там выучить нового для себя? Какие преимущества получить от этой стажировки? В качестве гостя.
Г.Э.: Мне кажется, тут нужно разграничивать техническую и культурную составляющие. С технической точки зрения, официально в Хомбу Додзе преподает более 30 инструкторов. Это много! И хотя бытует мнение, что со временем их техника унифицируется, если вы внимательны, то вы заметите очень разные подходы к выполнению одних и тех же приемов. Конечно, ключевые идеи и принципы, что бы ни скрывалось за этими формулировками, остаются общими, но практическое воплощение бывает очень разным. Невозможно отрицать тот факт, что, если после посещения тренировки Йокото-сэнсея вы придете на урок к Миямото-сэнсею, вы убедитесь, что их техника существенно различается, по крайней мере с т.зр. внешней формы. Так что существует очень большое разнообразие. И первое, чему вам предстоит научиться, это жить с этим разнообразием. И на мой взгляд, это здорово! Редко где еще в мире вы сможете встретить в одном месте столько разных инструкторов с настолько различными подходами.
Дж.Г.: А это интересно! Ведь одно из распространенных… наверное, стоит сказать: заблуждений – это то, что техника в Айкикай Хомбу Додзе как раз очень унифицированная, эталонная. Но из ваших слов я понимаю, что у разных тренеров очень разные подходы к технике.
Г.Э.: Да, я полагаю: да. Можно спорить, становится ли этих различий со временем меньше. Но они, бесспорно, есть. Ну, а кроме того, если вы сейчас заставите меня слушать рэп, я, скорее всего, скажу, что все треки звучат одинаково. Но если вы спросите кого-то, кто давно этим занимается, разбирается, много слушает, он наверняка сможет указать вам на различия, иногда очень серьезные различия. Поэтому, вероятно, это просто вопрос того, насколько внимательно вы смотрите. И различия точно есть, по крайней мере, я их вижу.
На самом деле они столь явные, что у меня, например, есть некоторые тренировки, куда я просто не хожу. Существуют подходы, которые нравятся мне меньше других. А поскольку я не могу ходить абсолютно на все занятия, мне приходится выбирать. И я бы не стал этого делать, если бы занятия у всех инструкторов проходили одинаково.
(продолжение следует...)