При изучении и практике айкидо используется традиционная японская терминология. Для удобства наших учеников ниже мы приводим ключевые термины и понятия, используемые в ходе занятий.
Читайте также в нашем блоге полезные статьи о японской терминологии:
Что за японские слова мы говорим?
Части тела в айкидо
Следует иметь в виду, что произношение японских слов в русской интерпретации может существенно отличаться от школы к школе. Связано это с тем, что, как правило, японские слова попадали в русский обиход через английский язык и претерпевали искажения, связанные как с разным фонетическим строем языков, так и с небрежностью транскрипции / транслитерации.
Этикет и команды- Додзё - помещение, зал для тренировок
- Рэй – поклон
- Сёмэн-ни-рэй – приветствие в сторону Сёмена (как правило, центральной части додзё)
- Сэнсэй-ни-рэй – приветственный поклон учителю
- Атага-ни-рэй – поклон партнеров друг другу
- Онэгай-симас – позвольте с вами позаниматься; будьте любезны; прошу вас (традиционное приветствие в начале тренировки, означающее: «пожайлуста, давайте начнем заниматься»)
- Домо аригато годзаймасита – большое спасибо; сердечно благодарю. Эта фраза обычно произносится в конце тренировки и выражает благодарность за проведенную тренировку
- Сейдза – сесть
- Таттэ – встать
- Хадзимэ – начать
- Ямэ – прекратить выполнение техник
- Котай – поменяться местами, инициативой
- Мо-ити-до – сделать ещё раз
Участники тренировки- Сенсей - учитель, инструктор
- Сэйто – ученик, занимающийся
- Семпай – старший ученик
- Кохай – младший ученик
- Наге – тот, кто выполняет технику
- Укэ – атакующий; тот, кто «проигрывает» в учебной схватке
Направления- Маэ – лицевой, передний, вперед, впереди
- Уширо – сзади, задний, назад, позади
- Омотэ – лицевой; техника исполнения приемов на вхождение перед лицом партнера
- Ура – обратный, оборотный, задний; техника исполнения приемов на вхождение за спину партнера
- Учи – внутрь, внутренний, изнутри, рубящий удар
- Сото – внешний, наружный, вовне
- Мэн – лицевая часть чего-либо
- Ёко – сторона, бок, боковой
- Хантай – противоположный
Передвижения- Ирими – шаг, «вход» вперед, нацеленный на проникновение в стойку партнера
- Тэнкан – поворот на 180 градусов вокруг передней ноги, не меняя стойки
- Ирими-тэнкан – шаг с задней ноги и поворот на 180 градусов вокруг передней ноги
- Тэнкай – поворот на 180 градусов
- Цуги аси – приставной шаг
- Аюми аси – перекрестный шаг
- Кайтэн – шаг вперед и поворот на 180 градусов
- Сикко – перемещение на коленях
Страховки- Маэ укэми – кувырок вперед
- Уширо укэми – кувырок назад
- Ёко укэми – боковой кувырок
- Хантэн укэми – перекат на спине (падение назад с отбивкой)
- Тоби укэми – свободное падение, прыжок («высокая страховка»)
Уровни- Дзёдан – верхняя часть тела (голова, лицо)
- Чюдан / Тюдан - средний уровень (живот, солнечное сплетение)
- Гэдан – нижняя часть тела (пах)
Удары- Атэми – отвлекающее действие, обычно удар
- Сёмэн-ути – вертикальный рубящий удар ребром ладони в голову. Как правило, выполняется с шагом вперед
- Ёкомэн-ути – внешний боковой рубящий удар по диагонали в висок или ключицу
- Ц(у)ки – тычок, удар кулаком, мечом или дзё
- Дзёдан цки – удар в верхний уровень, обычно в голову
- Мунэ цки – удар в средний уровень, обычно в область живота
- Гэдан цки – удар в нижний уровень, обычно в область паха
- Атари – касание, состояние, когда удар достиг цели
- Гери - удар ногой
- Ёко гери – удар ногой в сторону
- Уширо гери – удар ногой назад
- Маэ гери – удар ногой вперед
- Маваши гери – удар ногой сбоку
ЗахватыСпереди
- Кататэ-дори – захват запястья
- Ай ханми – одноименной рукой (правой за правую и наоборот)
- Гьяку ханми – разноименной рукой (правой за левую и наоборот)
- Ката-дори – захват за плечо
- Ката-дори-мэн-ути – захват за плечо с одновременным рубящим ударом второй рукой по голове
- Мунэ-дори – захват за отворот куртки в области груди
- Моротэ-дори – захват двумя руками за одну (как правило, применяется, если в захваченной руке оружие)
- Хиджи-дори – захват за локоть
- Рё-ката-дори – захват за оба плеча или лацкана
- Рё-мунэ-дори – захват за отвороты кимоно двумя руками
- Рё-тэ-дори – захват двух рук партнера
- Рё-хиджи-дори – захват за два локтя
- Содэ гути дори – захват за отворот рукава кимоно
- Какаэ дори - захват за тело (обхват двумя руками спереди)
- Куби симэ - захват за горло, удушение
Сзади
- Уширо-ката-дори – захват сзади за плечо одной рукой
- Уширо-кататэ-дори – захват сзади за запястье
- Уширо-хидзи-дори – захват сзади за локоть
- Уширо-кататэ-дори - куби-симэ – удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья)
- Уширо-рё-тэ-дори – захват сзади двумя руками за две руки
- Уширо-рё-ката-дори – захват за два плеча сзади
- Уширо-рё-хидзи-дори – захват сзади за два локтя
- Уширо-ситатэ-дори – обхват сзади на уровне груди с замком рук (под руками партнера)
- Уширо-уватэ-дори – обхват сзади на уровне груди с замком рук (поверх рук партнера)
- Уширо-эри-дори – захват сзади за воротник
Техника исполнения- Тати-вадза – приемы, исполняемые стоя
- Сувари-вадза – приемы, исполняемые в положении сидя на коленях
- Ханми-хантачи-вадза – приемы, выполняемые на коленях против стоящего противника
- Уширо-вадза – техника защиты от атак сзади
- Нагэ-вадза – техника бросков
- Катамэ-вадза – приемы удержания
- Хэнка вадза – изменение приема, переход с одного приема в другой
- Каэси-вадза – техника контрприемов
- Какари-гейко – техника защиты от нескольких противников, атакующих одновременно
- Дзию-вадза – исполнение технических приемов в свободном стиле
Приемы удержания- Иккё – 1-й контроль. Метод выведения из равновесия и удержание воздействием на локтевой сустав
- Никё – 2-й контроль. Сгибание запястья (внутрь) и локтя в естественном направлении
- Санкё – 3-й контроль. Скручивание запястья винтообразным движением и его обездвиживание
- Ёнкё – 4-й контроль. Метод удержания, давлением на болевую точку на внутренней стороне запястья
- Гокё – 5-й контроль. Сгибание локтевого сустава в противоестественном направлении
Броски- Ирими-нагэ – бросок на встречном движении с использованием вращения вокруг центра тяжести партнера, удерживая шею
- Кайтэн-нагэ – круговой бросок в вертикальной плоскости
- Кокю-нагэ – бросок с использованием силы партнера продлевая его атакующее движение
- Котэ-гаэси – бросок поворотом кисти партнера наружу, может сочетать в себе как бросок, так и прием удержания
- Коси-нагэ – бросок через бедро
- Сихо-нагэ – бросок выкручиванием предплечья «в четырех направлениях»
- Сокумэн-ирими-нагэ – бросок с использованием встречного движения партнера
- Тэнчи-нагэ – бросок «небо - земля», с движением рук в обхват корпуса по диагонали
- Удэ-кими-нагэ – бросок с воздействием на локоть партнера снаружи и снизу
- Дзюдзи-гарами – бросок с использованием скрещивания рук партнера
- Кокю-хо – упражнение на концентрацию дыхания
Счет- Ити – 1
- Ни – 2
- Сан – 3
- Ён (си) – 4
- Го – 5
- Року – 6
- Нана (сити) – 7
- Хати – 8
- Кю – 9
- Дзю – 10
- Дзю ити – 11
- Ни дзю – 20
- Ни дзю ити – 21
- Сан дзю – 30
- Ён дзю – 40
- Го дзю – 50
- Року дзю – 60
- Нана дзю – 70
- Хати дзю – 80
- Ку дзю – 90
- Хьяку – 100
- Сен - 1 000
- Ман - 10 000