Дж.Г.: Когда вы говорите о различии в способе передвижений в зависимости от атаки и ответных действий вашего оппонента, вы имеете в виду хэнка вадза, т.е. переход с техники на технику? В вашей практике, как такие упражнения включаются в общую программу обучения?
АК: Во-первых, я должен показать ученикам, что техники – это не изолированные, не связанные друг с другом вещи. Они все связаны! Нике – это основа санке, а икке – основа нике; и каждый раз, когда вы выполняете технику, вы одновременно формируете возможности для контр-техники. Если я выполняю вход на нике, это может стать основой для котэ гаэши; если я перейду с нике на котэ гаэши, это создаст возможность нике для моего оппонента. Чтобы понять это, надо это почувствовать.
И это, кстати, самая сложная часть. Очень часто, когда люди начинают пробовать, у них ничего не получается, потому что они предпочитают держать своего оппонента на внушительной дистанции. Они не хотят пускать никого в свое личное пространство, и в целом это понятно. Но Кобаяши-сэнсей всегда давал тут однозначный комментарий: люди должны входить в ваш центр, и вы должны принимать их во всей их полноте. Дело не в том, чтобы оставлять противника за периметром. Он рассказывал мне о подходе О’Сэнсея к ирими нагэ: примите вашего партнера, позвольте ему подойти максимально близко. Это особая техника, которая отражает саму суть айкидо.
Дж.Г.: Я помню, Стэнли Пранин говорил, что ирими нагэ – это одна из наиболее оригинальных техник в арсенале айкидо, действительно отличающая его.
АК: Да, Кобаяши-сэнсей говорил то же самое.
Дж.Г.: Когда вы переходите к более продвинутому уровню в айкидо, какая часть ваших тренировок основана на хэнка вадза, насколько это акцентируется?
АК: Мы делаем не только хэнка вадза – мы работаем и с каэши вадза, контр-техниками. И это занимает значительную часть наших тренировок.
Дж.Г.: Не могли бы вы побольше рассказать об этом?
АК: Например, мой противник хочет сделать на мне нике. Хорошо, я позволю ему сделать нике. Я не буду сопротивляться. Он хочет нике - он делает нике, а потом я поменяю свое положение – и получится нечто иное. Это как диалог. Очень важно поддерживать отношения между вами и вашим оппонентом, таким образом вместо конфликта у вас получается совместный поиск решения. Всегда есть выход из ситуации, который сохранит для вас свободу – всегда! Все, что вам нужно, это дотянуться до своего оппонента, достичь его сердца, если хотите. Чтобы достичь его сердца, вы должны достичь его центра, но вы не сможете сделать этого, если будете держать его на дистанции. Позвольте ему подойти, позвольте ему сделать то, что он хочет сделать. Не сопротивляйтесь. А затем из этой позиции продолжите движение куда-то еще.
Межличностные отношения всегда несут в себе аспекты конфликта, правда же? С самого начала. Люди не знают, что может произойти, но хотят контролировать эти отношения. Поэтому даже если они дружеские, всегда присутствует элемент противостояния характеров. В айкидо мы должны принять эту неопределенность и избавиться от необходимости все контролировать. Что-то в духе: «Я не знаю, куда эти отношения приведут меня и как изменят, но я принимаю это». Это как будто разговор со своим телом.
Дж.Г.: Я думал об этом довольно много на протяжении последних нескольких лет. Мне кажется, О’Сэнсей говорил, что такемусу айки – это наивысший идеал, умение спонтанно создавать правильное решение для любой ситуации. Однако я также понимаю, что для всех нас, практикующих айкидо, 90-95% практики основано на ката, т.е. предписанных формах. Большинство из нас крайне редко видят хэнка вадза, каэши вадза или какие-то адаптивные практики в ходе своих регулярных занятий. Так как перейти от одно к другому, если таков основной метод тренировки?
АК: Одна из важных сторон любых отношений – это то, что обычно вы устанавливаете предел для себя или для своего партнера в том, как вы взаимодействуете. Вы либо принимаете установленный кем-то предел, либо навязываете свой. Ребенок бежит и делает что-то неприемлемое – и родители говорят «нет», чтобы показать границы. И ребенок растет в этих границах, под родительским контролем. Но со временем он становится взрослым и должен быть в состоянии делать это самостоятельно. Я не прошу, чтобы люди навязывали мне свои границы – я устанавливаю их сам, для себя.
Кобаяши-сэнсей говорил, что любая техника начинается с атеми, всегда. Всегда есть некоторое напряжение между знанием, что я могу нанести этот удар, и моим решением не делать этого. И это мой способ вести уке за собой. Я даю ему возможность реагировать. В этом настоящая мощь атеми – быть в состоянии нанести смертельный удар мечом, но выбрать не делать этого; и делая этот выбор я проявляю сострадание. И такая позиция возможна, только если боевой аспект тоже явным образом заявлен. Вы создаете возможность сострадания через проявление боевого аспекта искусства.
Когда я двигаюсь, я должен всегда понимать, какие действия может произвести мой партнер. Вот тут он может атаковать. Вот здесь он может переместить ногу. Очень важно видеть это, а не существовать как будто в тумане. Если я понимаю все эти возможности, мне не угрожает опасность, и тогда я могу позволить себе сострадание. Если я не уверен и чувствую себя в опасности, во мне нет места состраданию. Слабость всегда опасна, так что, если я слаб, это создает опасность как для меня, так и для моего партнера. Сначала нужно стать сильным бойцом, а уже потом развивать сострадание.
Поэтому, кстати, мы уделяем столько внимания практике с оружием. Владение оружием очень способствует развитию интуиции. Кобаяши-сэнсей всегда говорил, что айкидо складывается из айки-дзе, айки-тайджитсу и айки-кен.