И мне кажется, эффективность – это не просто понимание того, что работает, а что не работает. Это также понимание принципов, которые делают ту или иную реакцию эффективной: биомеханика, физика, точность движений, ритм практики и способность выстроить связь со своим партнером. Мы же понимаем, что в итоге айкидо – это не только техники, но и принципы. Уке – это наш партнер, помогающий нам раскрыть это знание, а его атака – возможность применить на практике такие открытия. В айкидо нет противников и жертв. Зато есть очень много поводов поразмышлять о применении силы.
Кроме того, тренировки самым невероятным образом предоставляют нам неограниченные возможности поработать с потенциально очень опасными атаками и ответить на них. Каждый раз, когда мы атакуем или реагируем на атаку, каждый раз, когда мы начинаем движение, нужно отработать так, как будто это последний раз. Но поскольку тренировка – это все же не реальность, мы можем повторять действия снова и снова. Проявления насилия не являются неизбежно фатальными. И это просто невероятно! Мы работаем не только с пространством, но и со временем.
Дж.Г.: Расскажите нам о своих тренировках. Как часто вы тренируетесь? И занимаетесь ли чем-то, кроме айкидо, или, может быть, посещаете семинары других инструкторов?
К.К.: Я занимаюсь практически каждый день с понедельника по пятницу. У меня никогда не было задачи считать часы, но предполагаю, что суммарно получается 11-12 часов тренировок в неделю. По выходным я посещаю семинары, а это еще от 4 до 7 часов по субботам и воскресеньям.
Дж.Г.: Расскажите, какие места вы посещали в связи с тренировками айкидо?
К.К.: Я начала посещать семинары с самого начала. Хотя я и была новичком, мне было очень важно получить опыт тренировок с разными людьми из разных школ и культур. К настоящему времени я успела посетить Грецию (три семинара в Афинах), Италию (Рим, Геную, Милан и Тоскану), Польшу (Познань), Нидерланды (несколько раз Амстердам), Германию (Берлин), Великобританию (Лондон), Китай (Ухань), Канаду, Румынию (Бухарест и Пьятра Нямц), Швецию, Швейцарию, Испанию, Сербию и Бельгию.
Дж.Г.: Как прошла для вас аттестация на шодан и каковы ваши впечатления от этого события? Все прошло по плану или вам пришлось столкнуться с какими-то сложностями? Какие уроки вы извлекли из этого экзамена?
К.К.: Моим экзаменатором был сэнсей Кристиан Тиссье. Я готовилась к аттестации, проходя тренировочные испытания, оттачивая базовые техники и внося необходимые коррективы. Еще я задавала очень много вопросов – как инструкторам, так и коллегам по залу – до и после тренировок на протяжении нескольких недель и даже месяцев до экзамена. Я хотела убедиться, что в состоянии правильно и без лишних сомнений реагировать на любой захват. Это непростое упражнение: вам нужно очень четко выполнять техники, но в то же время быть абсолютно расслабленным. Техническое совершенство, которого я добивалась, предполагало также много вдумчивых размышлений о моих занятиях вне татами, мысленный повтор того, что я видела или выучила, прокручивание техник в голове и письменную фиксацию того, что требовало доработки.