Коичи Тохей. Искусство расслабления - главное, чему я учился у Основателя

Коичи Тохей (20.01.1920 – 19.05.2011)
Одна из знаковых и одновременно очень неоднозначных фигур в Айкидо, обладатель 10 дана, Коичи Тохей родился в Токио в 1920 году. Чтобы преодолеть природную слабость и болезненность сына, отец Тохея отправил его заниматься дзюдо. Однако, спустя некоторое время, Тохей вынужден был прервать эти тренировки из-за продолжительного плеврита. В этот период он практиковал дзен и мисоги.

В возрасте 19 лет Коичи Тохей познакомился с Морихеем Уэсибой и стал его учеником, а всего через полгода уже и сам начал преподавать Айкидо. Несмотря на то, что Коичи Тохей крайне мало времени провел в качестве учи деши, О’Сэнсей всегда признавал успехи своего ученика в технике и отмечал его достижения присвоением очередной мастерской степени. Коичи Тохей сыграл заметную роль в распространении Айкидо за пределы Японии. А после смерти Основателя, именно Тохей оставался шеф-инструктором Хомбу Додзе.

Однако Коичи Тохей расходился в другими мастер-инструкторами Хомбу в значимости Ки в освоении Айкидо. В 1971 году с целью развития понимания и обучения Ки Тохей создал общество Ки но Кэнкюкай, а в 1974 официально покинул Айкикай, создав свое собственное направление – Син Син Тоицу Айкидо, известное сегодня как Ки-Айкидо.

Предлагаем вам выдержки из интервью Коичи Тохея, которое мастер дал Aikido Journal в июле 1995 года.
(оригинал интервью можно прочитать на сайте издания – часть 1 и часть 2)


Что было самым главным, чему вы научились у Морихея Уэсибы?
То, что сегодня сплошь и рядом говорится о ки, очень напоминает оккультизм. Я хочу явным образом сказать, что я никогда не делал ничего, даже отдаленно связанного с мистикой и оккультизмом. В то же время, многие высказывания Уэсибы-сэнсея звучали именно как эзотерические.


Я начал заниматься айкидо потому, что увидел: Уэсиба-сэнсей действительно овладел искусством расслабления. Именно в силу того, что он был абсолютно расслаблен, он и мог генерировать столько энергии. Я стал его учеником для того, чтобы научиться этому. Честно говоря, я не очень-то и слушал про остальные вещи, о которых он говорил.

Истории о том, как Уэсиба-сэнсей мгновенно перемещался в пространстве или с корнем вырывал многолетние деревья и размахивал ими в воздухе – не более чем красивые небылицы.

Чем отличается ваше айкидо, которое вы развиваете в рамках Син Син Тоицу, от того, что преподавал Морихей Уэсиба?
Когда я поехал преподавать на Гавайи и попытался использовать те техники, которым научился у Морихея Уэсибы, я выяснил, что многие из них неэффективны. То, что Сэнсей говорил, и то, что он делал, зачастую были разные вещи. Например, несмотря на то, что сам он всегда был очень расслаблен, он требовал от учеников резкой и мощной техники. Когда я приехал на Гавайи, я встретил там множество людей, подобных Акебоно или Конишики (два известных гавайских борца сумо). С такой мощью просто невозможно справиться силой.
Когда вас жестко удерживают или контролируют, вы просто не можете двигать той частью тела, на которой выполняется удержание. Все, что вы можете сделать, это попытаться начать движение с тех частей тела, которыми можете шевелить; и единственный способ успешно с этим справиться – это полностью расслабиться. Даже когда ваш оппонент навалился на вас со всей силой, вы все равно сможете бросить его, если в момент броска будете расслаблены. Я получил этот опыт лично, на практике во время визита на Гавайи, и когда я вернулся в Японию, то еще раз присмотрелся к техникам Уэсибы-сэнсея: он действительно выполнял все приемы из полностью расслабленного состояния.

Во время моего пребывания с Уэсиба-сэнсеем я также учился у Темпу Накамуры. Именно он впервые сказал мне, что «разум двигает телом». Эти слова поразили меня как удар электрического тока и открыли для меня новые горизонты в айкидо. Именно с этого момента и исходя из этих предпосылок я и начал перерабатывать мои техники айкидо. Я выкинул все, что казалось мне нелогичным, и реорганизовал то, что посчитал применимым.

Сейчас мое айкидо примерно на 30% состоит из техник Уэсибы-сэнсея и на 70% из моих собственных.

Единство тела и разума (Син Син Тоицу) и Морихей Уэсиба
Уэсиба-сэнсей своим примером наглядно показывал, что значит существовать в абсолютно расслабленном состоянии, обладать силой ки и жить в единстве тела и разума. Он был тверд, как скала, - так, что вы бы не смогли сдвинуть его, как бы сильно ни толкали или ни тащили. С другой стороны, он мог безо всякого напряжения бросить меня, не дав мне даже почувствовать, что он применяет какую-то силу. Я был потрясен тем, что человек с такими способностями в принципе существует.

Самое ценное, чему научил меня Уэсиба-сэнсей, это то, что расслабленное состояние – самое мощное. Он сам был живым воплощением этого.

Едва ли сегодня есть кто-то, способный продемонстрировать это так, как делал он. Вот это действительно потрясающее качество, которое он развивал всю жизнь, а совершенно не истории про выкорчевывание сосен и прочую ерунду, - то, что мы должны постараться передать будущим поколениям.

Почему Уэсиба запрещал шиай (соревнования)
Уэсиба-сэнсей не разрешал проведение шиай. В настоящем поединке задача – полностью и безоговорочно лишить оппонента его силы, без этого невозможно признать победу. С другой стороны, современные соревнования проводятся по правилам, призванным обеспечить безопасность и сохранить жизнь борцов, и именно эти правила определяют победу или поражение.

Такие соревнования по правилам – это спорт, а не настоящий поединок, не шиай в истинном смысле этого слова. В дзюдо, например, правила позволяют соперникам подниматься с татами после броска неограниченное количество раз. Это возможно только потому, что дзюдо – это спорт; в реальном бою такое было бы невозможно.

В прошлом в ходе шиай вы должны были убить либо сильно ранить противника или по крайней мере убедиться в невозможности дальнейшего сопротивления. В противном случае бой был бы признан незавершенным и оставшимся без победителя.

Будо по природе своей не подразумевает соревновательных поединков. Если вы тщательно изучите иероглифы, вы увидите, что дословно они означают «способ остановить оружие». Вы опускаете свое оружие и одновременно заставляете вашего противника положить свое.

Другими словами, победа над другим не является целью; скорее, настоящее будо – это про самосовершенствование. Это то, о чем всегда говорил Уэсиба-сэнсей.

Чтобы обеспечить безопасность и сохранить наши жизни, мы должны устанавливать определенные правила. Но определение победителя и проигравшего по этим правилам автоматически приравняло бы айкидо к спорту. А Уэсиба-сэнсей всю жизнь очень настойчиво подчеркивал, что айкидо – это будо, а не спорт.


Чему учил Уэсиба-сэнсей
Хотя Уэсиба-сэнсей считал крайне важным следование принципам будо, он никогда не учил нас этому явным образом. Когда мы тренировались, он мог подойти и сказать что-то вроде «приложи больше силы». Но когда он сам демонстрировал приемы, он был полностью расслаблен. Иными словами, то, что он говорил, и то, что он делал, во многом различалось.

Также он говорил всякие мистические вещи вроде «Боги превратились в дым и вошли в мое тело» и «Во всем мире, в прошлом и в настоящем, даже среди святых и мудрецов, нет никого, кто бы понимал, что я говорю; и даже я сам, хотя и говорю это, не понимаю». Ну и как, скажите, пожалуйста, мы могли чему-то из этих слов научиться?

О’Сэнсей был тверд, как скала, и одновременно очень расслаблен, именно эта комбинация делала его невероятно сильным. Он освоил расслабление настолько, что оно стало органичным его телу.

Если бы мне не посчастливилось встретиться с Морихеем Уэсибой, я, вероятно, прожил бы всю жизнь, так никогда и не познав такую степень расслабленности. Я очень благодарен ему за то, что он показал мне это.

Я никогда не придавал такого значения тому, что он говорил, как тому, что он делал. Вы могли задать ему все вопросы на свете – и никогда не понять ответов. Он просто показывал и дополнял это комментарием вроде «это делается вот так».

А позднее я познакомился с Темпу Накамурой-сэнсеем, от которого я впервые и услышал слова «разум движет телом». А услышав это, понял: «Вот! В этом все дело! Это же так просто!» Я стал присматриваться и обращать внимание на это и вскоре обнаружил, что Уэсиба-сэнсей действительно управляет телом своих оппонентов, направляя их разум (кокоро). И делает это, будучи совершенно расслабленным. Было бы здорово, если бы он просто научил нас этому, но он никогда этого не делал...

Я много думал об этом и понял, что для того, чтобы разум мог направлять тело или чтобы вы могли направлять разум вашего оппонента, вы сначала должны научиться управлять собственным разумом. Я с огромным энтузиазмом стал изучать, как же этого добиться. Иными словами, я открыл для себя, что объединение разума и тела – это одна из фундаментальных основ айкидо.

С другой стороны, из-за того, что Сэнсей неустанно повторял «сильнее удерживайте своего партнера», когда проводил тренировки, люди обычно неверно понимали, что он имел в виду. После его смерти, то айкидо, которое он хотел передать нам, просто исчезло.

«Четыре основных принципа объединения разума и тела», которые я сегодня преподаю, - это те самые вещи, которые Уэсиба показывал на практике. Син Син Тоицу Айкидо, которому я учу, это айкидо, которому хотел обучить нас Уэсиба-сэнсей.

В сегодняшнем айкидо в огромном количестве случаев люди тренируются, договариваясь друг с другом заранее, что приводит к тому, что неэффективные техники выдаются за истину. Такое айкидо достойно только критики и осмеяния. Люди используют тот факт, что в айкидо нет соревнований, и позволяют себе тренироваться «по предварительному сговору». Результатом этих тренировок является самодовольство, тщеславие и высокомерие. Со смертью Уэсиба-сэнсея настоящее ки и принцип единства разума и тела исчезли из айкидо.

Основополагающие принципы для занимающихся айкидо
Айкидо часто критикуют за то, что оно постановочное, особенно когда мастера демонстрируют техники только на своих учениках, не позволяя никому больше испытать их. Все это – следствие того факта, что принцип ки был утрачен из айкидо.

Было бы ошибкой полагать, что айкидо – это способ уравнять вашу ки с ки вашего оппонента. Уэсиба-сэнсей говорил «пять и пять – это десять, два и восемь – это десять». Иными словами, айки – это объединение вашей силы, равной двум, с силой другого, равной восьми, чтобы получить десять. Либо объединение вашей силы, равной пяти, с другой такой же силой, чтобы получить десять. Уэсиба-сэнсей утверждал, что это – основной принцип айкидо. А я всегда говорю, что айкидо – это объединение нашего ки с ки неба и земли, а не с ки других людей. Есть только одни небо и земля, и, если мы объединим наше тело с ними, мы объединимся со всеми остальными людьми.

Наши тела и наши души были дарованы нам землей и небом, и если нам удастся объединить разум и тело, то вся сила неба и земли будет в нашем распоряжении. Эта сила естественным образом принадлежит каждому из нас. То, чему я учу, это направлять и использовать ее.

В айкидо запрещены поединки потому, что разрешение на их проведение означало бы отход от принципов настоящего будо. С другой стороны, практически всем свойственно желание совершенствоваться и становиться лучше, часто – лучше других; это то, что стимулирует нас продолжать прилагать усилия и дает нам надежду на дальнейшее развитие.
В айкидо запрещены поединки потому, что их суть сводится к победе или поражению. В соревнованиях не было бы проблемы, если бы они проводились не для определения победителя и проигравшего, а для того, чтобы понять, до какой степени мы можем объединить разум и тело, данные нам небом и землей, и реализовать весь своей потенциал. Именно с этой задачей я и основал турнир по Син Син Тоицу Айкидо, мероприятие не для демонстрации цирковых трюков и прочих развлекательных техник, а возможность протестировать степень объединения разума и тела, которого каждый может добиться. Мероприятие проводится не исключительно для членов Ки-сообщества, участвовать может любой. Но те, кто не умеет объединять разум и тело, едва ли пройдут далеко в этом соревновании.

Я учил объединять разум и тело таких известных людей как бейсболист Садахару О или борец сумо Тиёнофудзи. Ведь вам абсолютно нечего терять, если вы учитесь этому, никаких негативных аспектов. Недавно я даже преподавал целой бейсбольной команде – Ёмиури Джайнтс.

Все, что я хотел бы сделать, это научить людей объединять тело и разум. Я бы хотел, чтобы люди во всем мире получили возможность прожить жизнь – а ведь известно, что на это у нас есть только один шанс – со смыслом, следуя духу Син Син Тоицу Айкидо.