Чему учил Уэсиба-сэнсей
Хотя Уэсиба-сэнсей считал крайне важным следование принципам будо, он никогда не учил нас этому явным образом. Когда мы тренировались, он мог подойти и сказать что-то вроде «приложи больше силы». Но когда он сам демонстрировал приемы, он был полностью расслаблен. Иными словами, то, что он говорил, и то, что он делал, во многом различалось.
Также он говорил всякие мистические вещи вроде «Боги превратились в дым и вошли в мое тело» и «Во всем мире, в прошлом и в настоящем, даже среди святых и мудрецов, нет никого, кто бы понимал, что я говорю; и даже я сам, хотя и говорю это, не понимаю». Ну и как, скажите, пожалуйста, мы могли чему-то из этих слов научиться?
О’Сэнсей был тверд, как скала, и одновременно очень расслаблен, именно эта комбинация делала его невероятно сильным. Он освоил расслабление настолько, что оно стало органичным его телу.
Если бы мне не посчастливилось встретиться с Морихеем Уэсибой, я, вероятно, прожил бы всю жизнь, так никогда и не познав такую степень расслабленности. Я очень благодарен ему за то, что он показал мне это.
Я никогда не придавал такого значения тому, что он говорил, как тому, что он делал. Вы могли задать ему все вопросы на свете – и никогда не понять ответов. Он просто показывал и дополнял это комментарием вроде «это делается вот так».
А позднее я познакомился с Темпу Накамурой-сэнсеем, от которого я впервые и услышал слова «разум движет телом». А услышав это, понял: «Вот! В этом все дело! Это же так просто!» Я стал присматриваться и обращать внимание на это и вскоре обнаружил, что Уэсиба-сэнсей действительно управляет телом своих оппонентов, направляя их разум (кокоро). И делает это, будучи совершенно расслабленным. Было бы здорово, если бы он просто научил нас этому, но он никогда этого не делал...
Я много думал об этом и понял, что для того, чтобы разум мог направлять тело или чтобы вы могли направлять разум вашего оппонента, вы сначала должны научиться управлять собственным разумом. Я с огромным энтузиазмом стал изучать, как же этого добиться. Иными словами, я открыл для себя, что объединение разума и тела – это одна из фундаментальных основ айкидо.
С другой стороны, из-за того, что Сэнсей неустанно повторял «сильнее удерживайте своего партнера», когда проводил тренировки, люди обычно неверно понимали, что он имел в виду. После его смерти, то айкидо, которое он хотел передать нам, просто исчезло.
«Четыре основных принципа объединения разума и тела», которые я сегодня преподаю, - это те самые вещи, которые Уэсиба показывал на практике. Син Син Тоицу Айкидо, которому я учу, это айкидо, которому хотел обучить нас Уэсиба-сэнсей.
В сегодняшнем айкидо в огромном количестве случаев люди тренируются, договариваясь друг с другом заранее, что приводит к тому, что неэффективные техники выдаются за истину. Такое айкидо достойно только критики и осмеяния. Люди используют тот факт, что в айкидо нет соревнований, и позволяют себе тренироваться «по предварительному сговору». Результатом этих тренировок является самодовольство, тщеславие и высокомерие. Со смертью Уэсиба-сэнсея настоящее ки и принцип единства разума и тела исчезли из айкидо.
Основополагающие принципы для занимающихся айкидо
Айкидо часто критикуют за то, что оно постановочное, особенно когда мастера демонстрируют техники только на своих учениках, не позволяя никому больше испытать их. Все это – следствие того факта, что принцип ки был утрачен из айкидо.
Было бы ошибкой полагать, что айкидо – это способ уравнять вашу ки с ки вашего оппонента. Уэсиба-сэнсей говорил «пять и пять – это десять, два и восемь – это десять». Иными словами, айки – это объединение вашей силы, равной двум, с силой другого, равной восьми, чтобы получить десять. Либо объединение вашей силы, равной пяти, с другой такой же силой, чтобы получить десять. Уэсиба-сэнсей утверждал, что это – основной принцип айкидо. А я всегда говорю, что айкидо – это объединение нашего ки с ки неба и земли, а не с ки других людей. Есть только одни небо и земля, и, если мы объединим наше тело с ними, мы объединимся со всеми остальными людьми.
Наши тела и наши души были дарованы нам землей и небом, и если нам удастся объединить разум и тело, то вся сила неба и земли будет в нашем распоряжении. Эта сила естественным образом принадлежит каждому из нас. То, чему я учу, это направлять и использовать ее.
В айкидо запрещены поединки потому, что разрешение на их проведение означало бы отход от принципов настоящего будо. С другой стороны, практически всем свойственно желание совершенствоваться и становиться лучше, часто – лучше других; это то, что стимулирует нас продолжать прилагать усилия и дает нам надежду на дальнейшее развитие.