top of page
Марина Семенова

Кристиан Тиссье: Айкидо должно сближать людей


Сегодня мы предлагаем вам свежее интервью Кристиана Тиссье американскому изданию Aikido Journal. Оригинал доступен по ссылке.

Шихан Кристиан Тиссье (8 дан) – один из наиболее известных и влиятельных мастеров в современном айкидо. Он был одним из пионеров айкидо во Франции и явился основателем додзе Cercle Tissier в Париже, где, помимо айкидо, преподают и другие виды единоборств, а также фитнес-дисциплины. Кристиан Тиссье является одним из членов Французской федерации Айкидо, Айкибудо и аналогов, одной из двух признанных государством структур во французском айкидо, а также участвует в качестве инструктора в большом количестве значимых международных мероприятий. Сэнсей практикует айкидо уже более 55 лет, 7 из которых он провел в Хомбу Додзе в Японии.

Джош Голд (Aikido Journal): Большое спасибо, что согласились прийти к нам сегодня.

Кристиан Тиссье: Спасибо, что пригласили.

Дж.Г.: Мне бы хотелось поговорить сегодня о вашем тренировочном центре Cercle Tissier. Одна из наших задач в Aikido Jounal – рассказывать в нашем сообществе о примерах успешных додзе. Не могли бы вы рассказать немного об истории вашего центра, о тех программах, которые там предлагаются, о количестве занимающихся и так далее?

К.Т.: С удовольствием. Я открыл свое додзе в Париже в 1980 году, сразу после того, как вернулся из Хомбу Додзе, Япония. В то время я сам жил в Париже и преподавал практически каждый день. К нам приходило заниматься большое количество желающих. Сейчас я живу на юге Франции и в Париж приезжаю всего на 1-2 дня в неделю.

В последнее время количество занимающихся немного сократилось за счет того, что часть моих старших учеников открыли свои додзе. Но все равно к настоящему моменту у нас тренируется примерно 200-250 человек, которые изучают айкидо. Мой личный график таков, что я приезжаю в Париж во вторник и провожу дневные и вечерние тренировки. Иногда я также остаюсь на среду. В остальные дни занятия ведут другие инструкторы, мои ученики: Патрик Бенези (7 дан), Бруно Гонзалез (6 дан), Паскаль Гийман (6 дан) и Фабрис Круазе (5 дан). Все они – профессионалы, посвящающие все свое время преподаванию айкидо. Они тренируют в моем додзе, но также и в других залах, и проводят семинары.

Как правило, мы проводим три занятия в день: одно в обеденное время и два каждый вечер, кроме субботы и воскресенья.

Дж.Г.: А какие-то еще боевые искусства в вашем додзе преподаются?

К.Т.: Да, у нас разнообразная программа в боевых искусствах. В Cercle Tissier работают первоклассные инструкторы по каратэ, джиу-джитсу, дзюдо, ниндзюцу, хапкидо, крав мага, ММА, тай чи и прочим видам единоборств. А кроме того, у нас есть занятия по йоге, пилатесу и различным видам танцев. Всего в центре занимается 3000 – 3200 учеников.

Дж.Г.: Вот это да! Более 3000? Невероятно! А из всех видов занятий, которые вы предлагаете, какие являются самыми популярными?

К.Т.: В настоящий момент – айкидо. Но, конечно, бразильское джиу-джитсу тоже очень популярно, и еще многие приходят, чтобы учиться боксировать. Но когда я говорю о боксе, речь идет не о поединках на ринге, а о боксировании как виде физической нагрузки – на мой взгляд, это интересная тенденция. Так что мы непосредственно видим, как меняется жизнь. В классических боевых искусствах, таких как дзюдо, каратэ или айкидо, количество учеников многие годы остается стабильным, но не растет. Люди очень заняты и, как правило, у них есть и другие хобби, которыми они хотят заниматься. Мало кто готов в наши дни посвящать все свое время изучению, к примеру, каратэ. Нам приходится учитывать эти тенденции при планировании программ обучения единоборствам на будущее.

Дж.Г.: А как вы относитесь к кросс-тренингу? Кто-то из ваших учеников айкидо ходит на занятия другими единоборствами в вашем додзе?

К.Т.: Да, кое-кто ходит. Некоторые посещают занятия боксом – в основном это молодые люди, те, кто хочет в будущем стать инструктором по айкидо, но ищет и другой опыт. В каратэ, джиу-джитсу и боксе гораздо больше контакта и есть элемент соревнования в отличие от айкидо.

Мне кажется, это неплохо, когда люди хотят получить опыт в других боевых искусствах, особенно если в будущем они хотят стать тренерами. Как правило, они посещают другие занятия 1-2 раза в неделю. И это помогает им освоить новые способы работы с контактом, а также осознать разные подходы к обучению в боевом искусстве или в спорте.

Дж.Г.: Да, понимаю. Скажите, а ваше додзе приспособлено принимать большие мероприятия, семинары, или приглашать сторонних инструкторов?

К.Т.: Да, иногда к нам приходят сторонние инструкторы. Но чаще всего это потому, что я позволяю им пользоваться моим додзе, т.к. найти подходящую площадку бывает непросто. Если мы приглашаем кого-то из внешних инструкторов, то чаще всего это гости из Японии. В феврале этого года мы провели семинар «4 восьмых дана» с участием Эндо-сэнсея, Миямото-сэнсея, Ясуно-сэнсея и моим. За два дня на наше мероприятие пришло около 1800 человек.

Дж.Г.: Ничего себе! Это невероятное количество посетителей!

К.Т.: Да. Люди приезжали со всей Европы и даже из Америки. Это было очень большое событие! Для нас не так интересно делать маленькие семинары – гораздо лучше создавать большие мероприятия, потому что, мне кажется, в айкидо важно собирать множество людей вместе. Сейчас зачастую уже недостаточно одного приглашенного инструктора – вот если вы можете собрать двоих, троих, а то и пятерых высококлассных тренеров, то мероприятие становится заметным. Вы можете превратить его в настоящее событие! Но раз в год, не больше…

Дж.Г.: Я недавно общался с несколькими инструкторами очень высокого уровня в США, и один из вопросов, который стоит для них достаточно остро, это как сделать так, чтобы те инструкторы, которые сейчас обладают 4-5 даном, получили возможность развиваться и в плане техники, и в плане методик обучения, расти и занимать более высокие позиции. Мне кажется важным этот переход, когда кто-то, кто занимался айкидо более 20 лет и действительно достиг очень хорошего технического уровня, как бы «впитывает» это искусство, начинает создавать свои собственные формы и может продолжать развитие в айкидо без постоянного контроля со стороны учителя. Фактически это переход от роли технического специалиста высокого уровня к роли учителя, воплощению того, что люди обычно ожидают от шихана (вне зависимости от титулов и рангов). Как вы думаете можно помочь людям на этом этапе их развития?

К.Т.: Хм… Понимаете, вы же не можете сказать кому-то: «Приходи ко мне в додзе, и я сделаю из тебя инструктора по айкидо». Иногда люди приходят со словами «Я хочу стать настоящим профессионалом!» и начинают заниматься у нас, чтобы понять, обладают ли они потенциалом когда-нибудь достичь того высокого уровня. Я считаю, что прежде всего вам нужно очень долго тренироваться и иметь очень-очень хорошую базовую технику.

Я иногда говорю своим ученикам: «Я не преподаю то, что делаю для себя». Когда я учу, я учу людей тому, что нужно им. И мне кажется важным, чтобы у людей была общая база и возможность практиковать в различных условиях. Я практически настаиваю, чтобы мои будущие инструкторы ездили в Японию, Швецию, другие страны – чтобы позаниматься у других шиханов. Я хочу, чтобы они научились считывать и понимать, что делает шихан, независимо от того, какой стиль он практикует.

У каждого развивается свой неповторимый стиль, но пока он только вырабатывается, людям бывает нужна помощь, подсказка. И еще им нужна возможность общаться с другими людьми. Поэтому представительные мероприятия, о которых я говорил чуть ранее, настолько полезны. Люди из самых разных стран собираются вместе, чтобы позаниматься друг с другом и поучиться у меня. И когда они тренируются, они делают не то, что я когда-то делал, а то, что я показываю непосредственно на этом мероприятии. А я показываю каждый раз разные вещи. Не от любви к переменам, а потому что мое понимание техник тоже развивается.

И когда все эти люди собираются вместе, происходит кое-что очень интересное. Да, они хотят учиться. Но в то же время они уже далеко не новички. Поэтому совместная практика для них – это больше, чем просто отработка движений, это попытка поймать ощущение. И они продолжают тренироваться, и учиться, и заниматься вместе, следуя этой общей цели.

В процессе обучения я стараюсь замотивировать людей приезжать на такие мероприятия, потому что очень важно оказаться в этой большой тусовке. Некоторые приезжают на эти семинары уже по 30-35 лет и до сих пор выходят на татами друг с другом, даже если всего пару раз в год.

Те, кто посещает такие мероприятия, получают опыт совместных тренировок со всеми этими людьми, а не просто инструкции тренера. Очень важно постоять в паре с другими профессионалами и понять, почувствовать, что и как они делают.

Дж.Г.: Т.е. для вас важно, чтобы инструкторы получали опыт работы с разными шиханами и практиковали с другими людьми своего уровня, чтобы понять, как они работают.

К.Т.: Да, именно так.

Дж.Г.: Мне кажется, это отличный совет. Еще я хотел бы поговорить с вами о локальных сообществах. Знаю, что ситуация может разниться от страны к стране, но здесь, в США, я видел в нескольких регионах такое: на одной и той же территории может развиваться несколько додзе, но общение и взаимодействие между ними будут оставаться очень ограниченными.

Например, тут у нас в городе Ирвин, Калифорния, есть с десяток додзе в радиусе 15 км, но общение между ними не налажено. Иногда отдельные представители этих додзе собираются вместе на какое-нибудь мероприятие или просто поговорить, но случается это довольно редко. Поэтому я хотел узнать ваше мнение о налаживании контактов между локальными организациями айкидо. Думаете это важно? Или неважно?

К.Т.: Мне кажется, общение очень важно, потому что, если вы хотите развиваться дальше, вам нужно регулярно встречаться с другими специалистами и обмениваться опытом. Знаю, что в некоторых странах инструкторы зачастую тренируются до определенного уровня, скажем 6 дана, а дальше переходят только к преподаванию и вполне довольны этим. В Европе все совершенно иначе.

Прежде всего, во Франции все мастерские степени (дан) должны утверждаться правительством. В противном случае вы не можете заявлять об обладании степенью дан нигде во Франции. У нас происходят регулярные аттестации на мастерские степени, которые проводит комиссия судей из представителей обеих федераций айкидо Франции – FFAAA и FFAB. Так, например, следующая аттестация пройдет в июне в Париже: мы будем принимать экзамены на 1 и 2 дан. Приедет более сотни человек, которые не знакомы друг с другом и не имеют возможности выбрать себе уке на экзамен. Я не говорю, хорошо это или плохо – просто рассказываю, как обстоят дела.

Во Франции, а также в ряде других стран, если вы хотите сдавать на 1 дан, вы должны иметь отметки о прохождении минимум трех семинаров. Т.е. вы должны выбираться за пределы своего додзе, чтобы тренироваться. Если вы не бываете на внешних мероприятиях, то не сможете получить нужные печати и не будете допущены к экзамену.

Европейцы привыкли посещать семинары, потому что знают, что им нужны печати. Люди знакомятся и общаются друг с другом в результате требований, предъявляемых к экзамену. И это культура, которая развивается вне зависимости от границ – вероятно, потому что европейские страны значительно меньше США и расположены рядом друг с другом. Когда айкидо только начинало развиваться во Франции, у нас было всего несколько преподавателей из Японии, которые вели занятия во Франции и некоторых других странах. Так что, если вы хотели найти себе учителя, вам приходилось путешествовать. Это также повлияло на то, что люди привыкли приезжать и выходить на татами с незнакомыми для себя партнерами. И кстати именно поэтому мы организуем большие мероприятия, на которые можем пригласить именитых сэнсеев. Мне кажется, это объясняет определенные различия между Европой и США. В Америке может понадобиться больше усилий, чтобы наладить взаимодействие между разными додзе и их учениками. Возможно, тут помогла бы фигура сильного лидера, такого как, например, Ямада-сэнсей, или кого-то еще. Возможно, кому-то просто надо подняться над толпой и снова научить людей мечтать.

Дж.Г.: К вопросу о семинарах и сборе людей, я знаю, что вы приезжаете в Сан-Франциско 18-20 мая, чтобы провести семинар в «Додзе на 11 улице». Вы делаете это на протяжении нескольких лет, и это почти уже стало традицией. Я помню, что Стэнли Пранин всегда приезжал на эти мероприятия, когда была возможность. Не могли бы вы рассказать немного об истории этого семинара и о том, что он значит лично для вас?

К.Т.: Ну, вы же знаете, что я очень много путешествую по миру и провожу семинары – в основном в Европе, но также и в Китае, и в Японии. Какое-то время назад я решил для себя, что в США преподавать не поеду, потому что там и так много отличных сэнсеев, таких как Чиба, Ямада, Саотоме и другие. Так что в моих приездах необходимости не было. А затем Джимми Фридман (ведущий инструктор «Додзе на 11 улице»), с которым я познакомился во Франции, пришел ко мне в додзе и пригласил меня к себе в Сан-Франциско дать несколько уроков и просто хорошо провести время. Все это стало возможно потому, что я хорошо знал Джимми и очень симпатизировал ему: он отличный парень, умный и с хорошим чувством юмора. И я сказал: «ОК, будет здорово провести несколько дней в твоем додзе». Вот так и начались эти мои семинары на 11 улице. Но, как вы знаете, это очень небольшое додзе.

Дж.Г.: Да, оно точно не вместит 1000 человек, как многие другие площадки, которые вы используете для своих семинаров.

К.Т.: Совершенно верно. И я подумал, что это хорошо: мне не хотелось тревожить других инструкторов в США, поэтому мы решили не слишком рекламировать это мероприятие. У меня не было задачи набирать «группу учеников Кристиана Тиссье». Это было камерное мероприятие для тех, кто интересовался тем, что я делаю.

Вот так мы и решили работать с Джимми. Это больше дань нашей дружбе, чем что-то еще. Сегодня, когда люди просят меня приехать к ним в додзе, я как правило отказываюсь: если ты съездил один раз, тебя обязательно зовут еще, а у меня просто не хватает на все времени.

Но я должен сказать, что люди, с которыми я познакомился в Сан-Франциско и которые приезжают ко мне уже 3-4-5 лет, мне очень нравятся. Это действительно интересный опыт. Ученики не всегда обладают высоким техническим уровнем, зато я вижу в них искреннюю заинтересованность. Обычно я показываю довольно базовые вещи. Но потихоньку я выстроил отношения с некоторыми из занимающхся.

Дж.Г.: Здорово. Похоже, что это действительно очень камерное и личное мероприятие, по сравнения со многими семинарами.

К.Т.: Да, так и есть.

Дж.Г.: А в этот раз на семинаре будет что-то особенное?

К.Т.: Ну, посмотрим… Я сейчас очень много работаю над ирими нагэ и сихо нагэ. Мне кажется, что понял там что-то новое; что-то, что оставалось в моей голове и моем теле на уровне ощущений после занятий с Ямагучи-сэнсеем, но что я ранее не мог сделать. Я долгие годы думал над этим. Сейчас это те техники, которые я исследую для себя.

Дж.Г.: Звучит очень интересно. Есть еще одна тема, о которой я хотел бы побеседовать с вами. Во время нашего предыдущего разговора вы упоминали, что айкидокам во всем мире очень важно иметь общий «технический язык». Насколько я понимаю, идея состоит в том, что разные школы и разные учителя могут обладать собственным стилем или даже специализацией, выходящей за рамки классической программы, но очень важно иметь общую базу, чтобы быть в состоянии вместе работать на татами.

Мне кажется, что должно быть еще кое-что общее – это культурные коды и правила поведения. Вне зависимости от стиля, есть какие-то вещи, касающиеся этикета, которым вы считаете важно следовать?

К.Т.: В айкидо есть определенный этикет и все знакомы с этими правилами. А кроме явных правил, мне кажется, людям нужно просто искреннее и уважительное отношение. Если в вас есть эти уважение и искренность, то у вас формируется правильный подход к айкидо: даже если вы знаете, что хороши, всегда есть кто-то, кто позволит вам развиваться дальше.

Вам надо научиться уважать людей и не судить их. Нельзя сказать «Мой стиль лучше, чем ваш» или что-то еще из репертуара обсуждений в интернете. По крайней мере, вы точно не услышите ничего такого от меня.

Ведь часть людей занимаются в небольших додзе, где есть всего пара черных поясов, 1 или 2 данов. У них нет доступа к тренерам мирового уровня. Ну и хорошо: они делают то, что делают, но они занимаются искренне. Всегда нужно с уважением относиться к другим людям, вне зависимости от их происхождения.

И уважать кого-то не означает поддерживать панибратские отношения. Уважать означает считать: «Я делаю что-то так, а они эдак; но у них наверняка есть на это свои причины. Если это не причиняет никому вреда, в этом нет проблемы». Вот все, чего я хочу.

Дж.Г.: Спасибо, сэнсей. Пожалуй, это все мои вопросы на сегодня. Есть ли что-то, что вы хотели бы добавить от себя?

К.Т.: Я рад, что у нас была возможность снова пообщаться и поделиться своими соображениями. И еще я хотел сказать вам большое спасибо за то, что продолжаете дело Стэнли Пранина в Aikido Journal. Он был действительно замечательным человеком, и я очень расстроился, услышав о его смерти. Так что спасибо вам за продолжение его проекта.

Comments


bottom of page